Электротеатр «Эльдорадо» на Кобзаревой улице (ныне театр оперетты)

В 1911 году Кассили еще жили на Кобзаревой улице. Недалеко от них, на пересечении Кобзаревой и Хорольского переулка (теперь — угол улиц Коммунистической и Театральной, где находится сквер у здания театра оперетты), стоял особняк домовладельца Гейнца. Арендовавший его Иван Осипович Широков, мастер-ювелир, устроил в здании электротеатр для показа «синематографа». Назывался он «Эльдорадо». Для любителей Покровской старины скажу, что, когда в 1912 или 1913 годах дом Гейнца сгорел, И. О. Широков и его супруга Антонина Алексеевна Юмашева, учительница, построили новый кинотеатр в том же Хорольском переулке. В двадцатые годы, отобранный у владельцев Советской властью, он назывался «Эхо», а в тридцатые переименован в кинотеатр «Ударник».

Покровские мальчишки по нескольку раз ходили смотреть в «Эльдорадо» одни и те же приключенческие киноленты. Например, в феврале 1911 года электротеатр предлагал зрителям: в пятницу и субботу детективы «Шайка», «Семь точек», в воскресенье и понедельник — кинодраму «Гладиатор Спартак». Примерно такой же репертуар был в другом кинотеатре «Пробуждение», владельцем которого был известный в слободе и округе продавец сельскохозяйственных машин С. П. Петров. Теперь в этом значительно перестроенном здании работает театр оперетты.

Левушка Кассиль ходил в электротеатр с отцом, матерью или няней. Он завороженно смотрел на мелькающие по экрану безголосые человеческие фигурки и мучительно старался вникнуть в суть происходившего. Тапер лениво поигрывал на рояле, а Анна Исааковна слегка поморщивалась, когда он слишком откровенно фальшивил.

В марте того же года по Покровской слободе прошел слух, что в электротеатре Широкова будет показываться идущий с успехом в Саратове кинофильм «Фантомас» по роману П. Сувестрэ. Однако некстати вмешалась весенняя распутица. 16 марта газета «Саратовская копеечка» сообщала, что в Покровской слободе «вследствие непролазной грязи закрылись оба синематографа»

Кинофильмами в слободе «болели» дети и взрослые, много говорили о его прошлом, настоящем и будущем. Но если о будущем кинематографа покровчане ничего вразумительного сказать не могли, то о прошлом… Левушка слышал, как один знакомый отца говорил с видом знатока:

—    В наши дни кинодело достигло высокой степени развития.

Я же помню первую демонстрацию синематографа в Саратове. Было это в мае 1897 года.

В Саратов из Казани привезли движущиеся фотографии Люмьера, имевшие там великий успех. В Саратове первый синематограф тоже ожидался с нетерпением. К тому же местная газета умело подогревала страсти. Объясняя большой успех движущихся фотографий, она писала: «Синематограф этот отличается от других тем, что изображаемые предметы обрисовываются со всею отчетливостью и в натуральную величину. В Саратове это новинка, которую стоит посмотреть».

В электротеатре Широкова Леля Кассиль впервые познакомился и с профессиональным спортом. По вечерам здесь проводились схватки мастеров французской борьбы. Наблюдая за борцами, шестилетний мальчик еще не мог оценить значимости события, а на ковер между тем выходили широко известные во всей России борцы, такие, как чемпион мира Збышко-Цыганевич или Гамма, прозванный «Львом Индии».

Ваш отзыв

Навигация

Поиск

Архив

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Ссылки

Подписка