русло Волги близ Покровска

Волга между Покровской слободой и Саратовом до середины девятнадцатого века была глубокой и полноводной. Десятки крупных речных судов, на которых прибыл в Саратов в 1695 году Петр I, заходили на стоянку в Глебычев овраг, заполненный волжской водой. О том же — свидетельство первого путеводителя по Волге, составленного и изданного в 1862 году внуками А. Н. Радищева братьями Алексеем и Николаем Боголюбовыми: «Ширина Волги у Саратова доходит до четырех верст… Городская пристань, начинаясь у Глебычева оврага, тянется вдоль всего города…»

Однако в конце 1860-х годов Волга отошла от Саратова почти на два километра, оставив на прежнем пути лишь узкий мелкий проливчик, и пароходы могли подходить к городскому берегу только в весенний разлив, в остальное время года пристань устраивали в трех километрах от города.
Обмеление Волги у Саратова и Покровска служило темою нескончаемых сетований, жалоб, ходатайств. Лучшие инженеры России составляли проекты возвращения Волги от Покровского берега в старое русло. В 1873 году русло чистили землечерпалками. Подобные работы велись в 1883—1885 годах. Но успеха они не имели.
В 1884 году отогнать Волгу от слободы Покровской решили путем устройства фашинной (судовой) плотины. Сто copojt лодок — тихвинок и коломенок, нагруженных крупными камнями и песком, затопили в главном рукаве реки у слободы.
И этот замысел известного инженера Быкова не достиг цели. Уже через год затопленные лодки стали разваливаться, пропуская потоки воды, и Волга вновь ринулась к покровскому берегу.
Несколько лет спустя была предпринята новая попытка каменными плотинами перекрыдъ протоки у Покровской слободы — Ильинскую и Покровскую, чтобы направить воды к Саратову. Но и эти меры, и некоторые другие не только не повлияли на строптивую реку, а лишь усложнили судоходство по ней.

В 1903 году «Спутник по реке Волге и ее притокам» вновь печально сообщил путешественникам: «Летом саратовская Волга представляет безотрадную картину: громадная площадь желтых песчаных наносов встает перед глазами зрителя (пески начинаются против верхнего конца города и кончаются против нижнего конца его). Самая же река как-то теряется среди этой песчаной пустыни Главная масса воды — коренная Волга — течет вдоль левого лугового берега, посылая от себя к саратовскому берегу лишь узкий проток».
Летом того же 1903 года решили уничтожить искусственные каменные преграды: их начали взрывать.
В числе гидротехнических сооружений у Саратова, признанных инженерным советом вредными для судоходства, главное место занимала Покровская дамба. Она имела в разрезе форму опрокинутой чаши высотой пять метров и шириной верхней площадки четыре метра. Военное министерство по согласию с министерством путей сообщения командировало в Саратов специалиста-минера полковника Бобровского. Он рассчитывал взорвать каменную преграду несколькими минами и расширить небольшой проход в дамбе, размытый мощными потоками воды: образовавшийся в этом месте водоворот особенно мешал прохождению судов.
Мины пришлось сбрасывать наугад, стараясь учитывать полуметровый над каменной грядой поток воды. Разрушались лишь края дамбы, сердцевина ее оставалась нетронутой. За полтора месяца было взорвано сорок восемь двухсоткилограммовых мин, однако высота дамбы уменьшилась всего на полметра, да и то на ста пятидесяти метрах в длину из девятисот запланированных. Видя безуспешность дорогостоящих работ, Бобровский предложил перенести взрывы на зиму. В декабре работы продолжились. В пробитые во льду лунки заряды по трубам опускались в заранее выдолбленные среди камней углубления.
Зимними взрывами Бобровский разбил на Покровской дамбе около трехсот метров каменной преграды и перенес работы на Ильинскую дамбу, тянувшуюся поперек течения от Покровского берега, там был образован прорыв в каменной гряде длиной около двухсот пятидесяти метров.
На страницах путеводителя по Волге уже за 1926 год читаем неутешительные строки: «Пароходы пристают в тринадцати километрах ниже Саратова у с. Набережный Увек, так как рукав Волги, на котором стоит город, мелководный и почти пересыхает…»

Спустя два года советские инженеры предприняли еще одну попытку вернуть Волгу от покровского к саратовскому берегу. Начали сброс камня выше города Энгельса у Каюковского яра. Это было невиданное в ту пору единоборство человека с водной стихией. Оно было долгим и трудным. Лишь десятилетие спустя на пути реки встала мощная каменная стена. Весной 1938 года ударила об нее Волга и, не осилив преграды, повернула к Саратову, расчистив бурными вешними водами новое, а точнее сказать, прежнее русло А ныне у саратовской и энгельсской набережных плещутся воды Волгоградского водохранилища, которое разлилось после того, как Волгу выше Волгограда перегородила плотина мощной ГЭС. И все трудности для судов, связанные с мелководьем, ушли в историю, об отдельных эпизодах которой мы здесь и напомнили читателю.

Отзывов: 2 на “русло Волги близ Покровска”

  1. Наталья пишет:

    Шикарная статья. Долго искала сведения о прежнем русле Волги(150-170лет назад) у берегов Саратова,т. к по рассказам прабабушки, до о. Казачий можно было дойти пешком,но нигде не могла это подтвердить какими-либо данными.Спасибо за исторические сведения- вот что надо было рассказывать на уроках истории (во времена социализма-70г.)про свой родной край.

  2. Алексей пишет:

    ГлебУчев овраг
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Глебучев_овраг

Ваш отзыв

Навигация

Поиск

Архив

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Ссылки

Подписка