Святыни Покровской слободы

В заволжской Покровской слободе, ставшей в 1914 году безуездным городом, было шесть православных церквей, которые архитектурной завершенностью, богатым убранством привлекали внимание всех, кто приезжал сюда.
На берегу Волги стояла церковь Покрова Богородицы, именем которой и нарекли слободу. Первая церковь поселения была деревянная. Во время одного из пожаров она сгорела. В 1781 году выстроена «тщанием прихожан» церковь «зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка…». Престол в ней был один, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

К 1801 году Покровскую церковь перестроили. Летописец отмечал, что она стала «теплая», двупрестольная. Второй престол освящен в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. При церкви было открыто три училища: первое — мужское (в 1840 году), второе — женское (в 1854 году) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866 году). В 1857 году Покровская церковь имела около трех тысяч прихожан.

В 1805 году построена трехпрестольная Петропавловская церковь «на общественную сумму тщанием Покровской слободы государственного крестьянина Ивана Кириллова Бондаря», в 1867 году — первая в Русской слободке церковь Вознесения. В 1884 году: в приходе Петропавловской церкви открылась Крестовоздвижен-ская. Первоначально она строилась как приписная к Петропав ловской церкви. Часть денег на ее строительство выделило Покров ское сельское общество, остальные средства поступили от пожерт вований верующих.

В 1895 году на новом православном кладбище на горе, где нын вырос жилой поселок, построена бесприходная кладбищенска церковь на средства, собранные верующими, и «на средства государ ственного крестьянина Андриана Григорьева Варфоломеева». Как видим, меценатство было в чести у наших предков.: Небольша по размерам, всего на сто человек молящихся, без всяких изли; шеств, она, как говорят, была удивительно красива.

Все церкви в 20—30-е годы нашего неспокойного века подвергались варварскому разрушению. Не избежали этой участи и часовенки, расположенные на улице Крестовой (теперь — Калинина) и на Покровской-Базарной площади (ныне площадь Ленина) .

Старожилы помнят, как в часовенке на площади день и ногорела лампада и не пустовала кружка для пожертвовании перед иконами святого благотворного князя Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Чудотворца. Елей для лампад покупался Обществом торговцев, на средства которых и была построена часовня в 1887 году в память «Священного коронования их Императорских Величеств Государя императора Александра Александровича и супруги его Государыни императрицы Марии Федоровны». ‘

Сохранилась лишь Свято-Троицкая церковь на Троицкой-Сенной площади (ныне площадь Свободы). Оставшись без надстроечной части, без колоколен, куполов, она все же долгие годы служила людям. Здесь располагался богатый книжный фонд Центральной городской библиотеки и читальный зал. /

Думается, что в летопись города Энгельса непременно войдет история борьбы горожан за восстановление справедливости. На анкету, напечатанную в городской газете, откликнулись тысячи людей, они сказали свое решительное: «Да! Церкви быть!»

Но путь от решения «народного вече» до передачи здания верующим был долог и тернист. Сейчас церковь действует, идет служба, совершаются обряды, одновременно ведутся работы по реконструкции. И снова, как в старину, несут горожане свои пожертвования, каждый хочет внести свою лепту в восстановление храма, частицы местной истории.

Первый письменный источник Свято-Троицкой церкви датирован 21 июня 1832 года. «Книга дана сия от Саратовской Духовной консистории Саратовского уезда Заволжской Покровской слободы Троицкой церкви Священнослужителям для записывания ризницы и всего церковного имущества».

Первая же страница документа отразила начало строительства: «Церковь каменная во имя Святыя и Живоначальные Троицы, в длину с колокольнею на 11 саженях, в ширину на 6 саж., с 1 аршином, в вышину с куполом на 15 саженях, крепка, холодная, покрыта железом, пределов не имеет, построена 1818 г, тщанием прихожан». Правда, в дальнейших описаниях появилась другая дата построения, 1825 год. Видимо, строительство началось в-1818 году, но количество пожертвований, сборов зависело от урожайности года, от цен на хлеб, зерно. Так строились церкви в близлежащих от Покровской слободы селах, православная церковь в Екатериненштадте (ныне город Маркс).; В начале 1825 года строительство Свято-Троицкой церкви закончилось, и в мае она была освящена архимандритом саратовского Спасо-Преображен-ского монастыря Арсением по указу Пензенской духовной консистории.

С момента освящения, причт церкви состоял из двух священников, дьякона, трех дьячков и пономаря. Средств на их содержание вначале не было выделено. Но нашлись и бескорыстные служители.

В год открытия Троицкой церкви на службу в нее перешел из Петропавловской церкви сын дьяка пономарь Иван Федорович Дамаскин. В 1826 году начал службу дьячок Василий Евдокимович Остроумов. Сын священника, он обучался в низших классах Саратовского духовного училища и из пономарей церкви села Вязовка в июне 1826 года был переведен в Покровскую слободу.

В новой церкви служили также священники Николай Львович Пластов, Прокофий Федорович Пулькин, дьякон Петр Максимович Риданов, а старостой в ту пору был Семен Анисимович Кузменко (Кузьменков).

Сохранившиеся в архиве документы донесли до нас точное, вплоть до цвета краски и позолоченной резьбы на трехъярусном иконостасе, описание внутреннего убранства церкви. В первом ярусе храмовая икона «Святые живоначальные и нераздельные Троицы» живописной работы «мерой в вышину двух аршин, в ширину один аршин». На правой стороне — образ Господа Иисуса Христа в натуре, на главе его «сребропозлащенный Венец, в коем весу 50 золотников».

Священнослужители описали святые иконы над царскими вратами, в алтаре, против правого и левого клироса, отдав дань прихожанам, пожертвовавшим церкви иконы, живописные полотна. Так вошли в историю церкви и слободы Покровской государственные крестьяне Иван Комарь и Антон Хмара, «усердием которых был приложен образ Покрова Божией Матери живописной работы в вышину трех, а в ширину двух четвертей с вершком» и образ усекновения Главы Иоанна Предтечи Господня» также живописной работы. Не забыты и неизвестные дарители, «усердием которых приложен образ святые великомученицы Варвара и Екатерина».

В реестре церковной утвари находим описание шести колоколов. Самый большой весил 49 пудов 23 фунта, второй по величине — 20 пудов 17 фунтов, самый маленький — 26 фунтов.

Приход Троицкой церкви на 1839 год состоял из 412 дворов — 1134 душ мужского и 1130 женского пола, основную часть из которых составляли государственные крестьяне.

В 1844 году в Троицкую был перемещен на службу Алексей Львович Любенский, жизнь и работа которого более тридцати пяти лет была связана с Покровской слободой..

Труды Любенского по истории слободы использовались историками, краеведами, в том числе саратовским профессором А. Геракли-товым, покровчанином К. Шкодой. «Слобода Покровская,— писал влюбленный в свой край Алексей Львович,— самое замечательное селение во всей Самарской губернии по своей величине, устройству, народонаселению и другим местным условиям. Недаром ему усвоено народное название городка. Этот Городок лучше многих городов здешних… После Саратова, первоначально основанного повыше этой слободы в трех верстах при слиянии речки Саратовки с Волгой и потом перенесенного на правый берег… Покровская… едва ли есть первый и древнейший пункт населения в этом крае пустынном, в степях неизмеримых, где кое-где еще такие дикие ордынцы…»

Сын священника, А. Л. Любенский окончил курс Саратовской духовной семинарии, служил священником Узморской, затем Терновской православных церквей. В сентябре 1842 года Саратовской духовной консисторией он был утвержден благочинным и в августе 1844 года переехал в слободу Покровскую, в Троицкую церковь. Старший священник, законоучитель церковно-приходской и земской школ, Любенский успевал собирать материалы по истории слободы, являлся членом-корреспондентом Самарского статистического комитета. С его участием был подготовлен! в 1846 году проект реконструкции Троицкой церкви, утвержденный Саратовской строительной комиссией. В 1850 году церковь была перестроена. Стало в ней три придела. Первый освящен во имя святой великомученицы Екатерины, левый — во имя Казанской Божией Матери. В летописи церкви за 1855 год появилась запись: «Церковь каменная, с таковою же колокольнею и оградою, теплая, вместимость 2000 человек. Территория 1976 и 1/4 кв. сажен. Причт состоит из 2 священников, дьякона и 2 псаломщиков, которые с 1853 года получают

жалование от казны».

Здание церкви было застраховано петербургской компанией «Надежда». На 1891 год приход церкви состоял уже из 458 дворов — 1322 души «мужеского» и 1290 — женского пола. Немалый интерес представляла и социальная картина прихода: статских — 137 мужчин и 138 женщин, купцов и мещан соответственно — 63 и 81, основную же часть прихожан составляли, как и ранее, государственные крестьяне — 1061 и 1016, временных крестьян — 61 и 68, одна семья из трех человек раскольников поморской секты и семья из четырех человек белопоповской секты…

Церковь имела 120 десятин пахотной земли, 12 — сенокосной. Сдача земли в аренду давала возможность заработать дополнительные средства для своих семей и нужд церкви. С этой же целью на базаре была установлена деревянная лавка, торговля от которой давала доход в 12 рублей серебром в год. Небольшой

доход давала и часовня.

В 1859 году в приходе церкви было открыто первое училище. Занятия проводились сначала в церковной сторожке, учили детей письму, арифметике и богослужению. В 1889 году к сторожке были пристроены «каменные помещения» и открыта церковно-приходская школа. Оба училища содержались за счет Новоузенского уездного земства. Здесь же помещалась и канцелярия отделения Саратовского епархиального училищного совета.

Кроме училищ, при церкви работали школы грамоты: первая открыта в 1890 году (16 мужчин и женщин), вторая в церковной

сторожке в 1891 году.

В 1904 году при женской второклассной школе была открыта домовая церковь в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, иконы Богородицы, именуемой «Взысканием погибших», и преподобного Серафима Саровского. Церковь благоукрашена и утварью снабжена усердием покровского купца Николая Алексеевича У хина, который подарил церкви и один из своих, домов по улице Новоузен-ской, № 1, под здание школы (теперь— Нестерова, № 1).

Церковнослужители покровских церквей и учителя приходских школ имели специальное образование, в основном оканчивали Саратовскую и Самарскую духовные семинарии, специальные учительские курсы.

С церковно-приходских школ и училищ пошли покровские учительские династии Дроздовых, Постниковых, Баландиных, Мило-славских. Старший священник и законоучитель школ Троицкого прихода Василий Иванович Дроздов, будучи еще священником в церкви села Квасниковка, преподавал «грамотность» в сельском училище с 1864 года. За «отличное усердие и разумное преподавание» ему земским собранием неоднократно объявлялась благодарность. По стопам В. И. Дроздова пошел и его сын Владимир, работавший старшим учителем трехклассной земской школы прихода…

Полуразрушенная некогда Троицкая церковь теперь восстанавливается. Это значит, что история ее будет продолжена.

Один отзыв на “Святыни Покровской слободы”

  1. Елена пишет:

    Большое спасибо. Огромная благодарность за сохранение памяти об истории нашей “малой” Родины.

Ваш отзыв

Навигация

Поиск

Архив

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Ссылки

Подписка